СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК
Особенности психического состояния ребенка
- Эмоциональная сфера
- обидчивость, плаксивость, пугливость; понижение эмоциональной возбудимости: эмоциональная вялость, холодность;
- патологическая длительность переживаний, склонность к застреванию на отдельных переживаниях;
- сверхценные эмоциональные переживания;
- быстрота отреагирования эмоций, способность к переключению; склонность к быстро проходящим или длительным вспышкам эмоционального возбуждения;
- Аффект: злоба, rнeв, тоска, страх; сила и продолжительность аффекта; патологический аффект; физиологические проявления аффекта: вазомоторные и двигательные компоненты; навязчивые или сверхценные страхи;
- Инстинкты и влечения: особенности инстинкта самосохранения (снижен, повышен), эгоизм, патологическая жадность, чрезмерная жестокость, повышенная сексуальность, онанизм, повышенное влечение к еде; извращение влечений.
- Поведение
- установки в отношении себя и внешнего мира, социальные установки;
- активность, решительность;
- чувство собственного превосходства, переоценка своей личности, склонность к агрессивным реакциям;
- астенические установки: пассивность, неуверенность, нерешительность, тревожность, сливается с детским коллективом или стоит особняком;
- общительность (избирательная общительность), отношение к близким и сверстникам: отзывчивый, замкнутый, недоверчивый, скрытный, неискренний, злобный, льстивый, грубый, мстительный, злопамятный; чувство товарищества и ответственности, сознание своего долга.
- Интеллектуальная сфера
- Внимание пассивное и активное; объем внимания, способность к длительному сосредоточению и переключению, наблюдательность; отвлекаемость, истощаемость внимания;
- Восприятие: точность, ясность, дифференцированность; изменения качества восприятия: нарушения схемы тела, времени, обманы восприятия: иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации;
- Память: быстрота запоминания, точность воспроизведения; расстройства памяти на прошлые и текущие события: псевдо реминисценции, конфабуляции, различные виды амнезии (ретроградная, антероградная, амнестичекая афазия);
- Мышление: правильность, последовательность, логичность, способность к обобщениям, суждениям и умозаключениям; склонность к схематизации, резонерству, вычурности, витиеватости, прилипаемость и стереотипность, навязчивые мысли.
При совместном консультировании итоговое заключение о характере отклоняющегося развития ребенка, его возможностях в обучении, потребности в специальном типе учебного заведения или индивидуализации подхода к обучению возможно только при совместном обсуждении.
Назаревская Галина Иосифовна