СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК
История настоящего заболевания
- С какого времени были отмечены изменения в психическом состоянии ребенка. Возникли ли эти нарушения внезапно или развивались постепенно. В чем проявились первые признаки заболевания. Какие моменты предшествовали проявлению настоящего заболевания (травмы, инфекции, интоксикации, психогении, изменения жизненной ситуации). Срок, прошедший до проявления первых признаков заболевания. Проявились ли они в изменении деятельности ребенка, в его активности, работоспособности, в его интересах, играх. Отмечались ли изменения в эмоциональной сфере - в настроении, аффективных проявлениях.
- Изменились ли характер и поведение. Наблюдались ли нарушения интеллектуальной деятельности, снижение интеллектуального уровня, отставание в психическом развитии, нарушение умственной работоспособности. Каков характер этих нарушений. Имели ли место изменения в самочувствии, физическом и неврологическом состоянии, двигательной сфере.
- В какой последовательности возникали эти болезненные изменения. Проявлялись они непрерывно или приступообразно.
- Получал ли ребенок лечение в связи с этим состоянием ранее, в домашних или в стационарных условиях. Находится ли он под наблюдением в настоящее время. Какое лечение получает, какова его эффективность.
Дополнительно к анамнестическим анализируются следующие данные:
- выписка от врача-педиатра, отражающая его соматический статус и перенесенные заболевания;
- выписка от невролога или психиатра, если ребенок наблюдается и получает лечение;
- характеристика из детского сада, школы.
Клиническое исследование направлено на выявление. особенностей развития ребенка, отклонений в состоянии соматического и нервно-психического здоровья.
Клиническое обследование подразделяется на соматическое, неврологическое и психопатологическое.
Клиническое обследование должно включать описание телосложения и внешнего вида ребенка, которое несет существенную диагностическую информацию:
- наличие стигм дисэмбриогенеза (физических аномалий), которые могут указывать на генетические нарушения или повреждение плода во время закладки органов;
- непропорциональное телосложение, или дисплазии, которые нередко сопровождают хромосомные нарушения;
- признаки существенного отставания или опережения в физическом развитии возрастных показателей; проявления эндокринной патологии, нередко сопровождающейся психоэндокринными нарушениями.
Оценка соматического состояния ребенка позволяет выявить отклонения в физическом здоровье ребенка (хронические очаги инфекции, заболевания, пороки развития органов, дисфункции вегетативной нервной системы), которые влияют на работоспособность ребенка и его устойчивость к учебным и физическим нагрузкам.
Неврологическое обследование направлено на выявление расстройств нервной системы органического и функционального характера, которые могут служить причиной нарушений психического развития, речи, поведения и обуславливать трудности в обучении.
Под органическими нарушениями принято понимать относительно стойкие последствия перинатального поражения нервной системы, нейроинфекций или тяжелых нейроинтоксикаций, черепно-мозговых травм, хромосомных или генных нарушений. К ним относят различные парезы и параличи, в том числе черепно-мозговых нервов, пирамидные, экстрапирамидные, мозжечковые расстройства и нарушения, обусловленные внутричерепной гипертензией.
Функциональные нарушения нервной системы являются проявлением не поражения нервной ткани, а дезинтеграции сложных мозговых структур.
Психопатологuческое исследование ставит своей целью изучение отклонений в психическом состоянии ребенка, его данные позволяют выявить особенности нарушенного психического развития и установить клинический диагноз. Кроме этого, при психопатологическом исследовании возможно определение признаков текущего психического заболевания.
Назаревская Галина Иосифовна