СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПМПК
Приблизительная схема сбора анамнестических данных
- Семейный анамнез.
Возраст и занятия родителей. Не работают ли на вредных производствах, состав семьи, семейно-бытовые условия. Кто из членов семьи принимает основное участие в воспитании детей. Состояние физического и психического здоровья родителей, других членов семьи, а также близких родственников (особое внимание следует уделить наличию эндокринных заболеваний, туберкулеза, алкоголизма, наркоманий, сифилиса, психических заболеваний или косвенных признаков, указывающих на их наличие, - стационирование в психиатрические больницы, приступообразные состояния, суициды, странности в характере у членов семьи и родственников). -
Генеративные функции матери.
Количество беременностей, их течение, наличие выкидышей, мертворождений, досрочных родов, абортов и их осложнений. Смертность детей в раннем возрасте, ее причины. - Личный aнамнез ребенка.
Каким родился по счету. Не болела ли мать перед началом беременности, не предшествовали ли ей аборты, протекавшие с осложнением. - Период беременности.
Физическое и психическое состояние матери в период беременности, наличие гестоза, его особенности и тяжесть. Инфекции, интоксикации, травмы физические и психические. - Роды.
Срочные, досрочные; родовые травмы. Наложение щипцов или другие вмешательства (наркоз и др.). - Состояние ребенка при рождении.
Вес и рост при рождении, наличие признаков недоношенности, переношенности, физиологической незрелости, внутриутробной гипотрофии и/или гипоксии. Асфиксия в родах. Оценка по шкале Апгар. Наличие гематом и деформаций головки ребенка. В периоде новорожденности были ли судороги, выраженная и/или затяжная желтушность, на который день был приложен к груди, когда был выписан из роддома. - Развитие ребенка до года.
Интенсивное и обильное срыгивание. Был спокойным или крикливый, достаточно ли спал, как прибавлял в весе. Время появления первых зубов, когда начал держать головку, сидеть, брать в руки предметы; стоять; ходить. Когда стал узнавать мать, близких,. понимать обращенную речь. Время появления первых слов. - Развитие от 1 года до 3 лет.
Дальнейшее развитие речи, время появления фразовой речи, развитие навыков самообслуживания, особенности формирования навыков опрятности. Сон, аппетит. Наличие патологических привычек, страхов. -
Развитие с 4 до 7 лет.
Интересы, игры, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера и поведения (общительный, самостоятельный, смелый, возбудимый, спокойный, ласковый, робкий, застенчивый, требовательный, капризный). Характер задаваемых вопросов. Правильность грамматического строя речи; правильность, ясность произношения. Наличие расстройств речи, заикания. Форма и содержание игр. Преобладающий эмоциональный фон, возможные перемены в характере, поведении; причины этих изменений. Поведение в детском саду; навыки коллективной жизни, общения и игр со сверстниками. Особенности интеллектуального развития (познавательные интересы, склонность к играм и занятиям, требующим yмствeннoгo сосредоточения. возраст, в котором научился читать, считать); психические травмы в этом периоде (тяжелые и длительные конфликты в семье, испуг и т.д.), особенности реагирования на психогенные вредности. - Развитие с 7 до 12 лет.
Возраст поступления в школу, особенности школы (общеобразовательная, вспомогательная, специальная или др.). Успеваемость, способности, отношение к учебе, направленность интересов. Особенности работоспособности, памяти, внимания, эмоционального фона. Дополнительные занятия (характер занятий, степень загруженности ими).Поведение в семье и в школе, отношения со сверстниками. Оставался ли на повторное обучение, в каких классах. Причины дублирования. Время появления признаков полового созревания. - Развитие с 12 до 16 лет.
Перемены в характере поведения, их причины. Направленность интересов. Успеваемость в школе. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменения в аффективной сфере. Устойчивость настроения, работоспособности, интересов, привязанностей. Темп физического роста и полового созревания. Сексуальные интересы.
Назаревская Галина Иосифовна