СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Воспитатель детского сада с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладению речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада.
Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.д.. При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.
Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий.
Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В 1 периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся.
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:
- дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
- с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
- воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.
Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам. Повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на вопросы.
Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна.
На вечерний логопедический сеанс приглашается 5 – 7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков; повторение стихотворений, рассказов, упражнений на развитие внимания, памяти, навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание мелкой моторики.
В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний Ии умений по видам учебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЕЙ ПО ВСЕМ ВИДАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Развитие элементарных математических представлений:
- счет в пределах.
- сравнивание предметов.
- отбор предметов по заданному числу.
- отбор предметов по заданному числу.
- различение геометрических форм.
- ориентировка в пространстве.
2. Рисование:
- держать карандаш;
- провести горизонтальную линию;
- провести вертикальную линию;
- нарисовать овал.
- рисовать с натуры;
- нарисовать овал;
- распознавать цветов;
3. Лепка различных фигур (с образцом или без него):
- шарик;
- колбаска;
- баранка. Аппликация;
- правильно держать;
- разрезать бумагу вдоль и поперек;
- вырезать круг, овал;
- расположить узоры из геометрических форм.
4. Конструирование (по образцу или без него):
- складывание целого из частей (картинки, кубики);
- конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков;
5. Моторные навыки:
- прыжки на одной ноге, на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, назад, перепрыгивание;
- удар мяча о землю. Умение подбросить его и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель;
- лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую;
- равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге);
6. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Умение:
- застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки;
- мыть руки, пользоваться полотенцем;
- пользоваться столовыми приборами;
- правильно есть и пользоваться салфеткой;
- накрыть стол, убрать постель, игрушки.
7. Игры:
- участие в подвижных, дидактических, индивидуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх;
- целенаправленность игрового процесса.
Полученные данные обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящих возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
За время обучения дети должны овладеть счетом 5 -10, научиться пересчитывать предметы, составлять группы в соответствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.
Различать количественный и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простейшие счетные операции – сложение и вычитание (2,3 единиц) на наглядном материале.
Сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине, пользоваться приемами наложения и приложения. Специальное внимание уделяется геометрическим формам. Дети зрительным и осязательным путем различают круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб; определяют геометрическую форму в обиходных предметах (тарелка, блюдце, круг, яблоко, арбуз, мяч, шар и.т.п.); закрепляют пространственные и временные представления (в плане пассивной речи); слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Большую пользу приносит осознанное выполнение действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому, например: поставь стул справа от шкафа и т. п.
КОНСТРУИРОВАНИЕ.
На протяжении занятий необходимо научить детей дифференцировать основные детали (кирпичик, брусок, длинный брусок, кубик и т.п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; различать пространственные признаки (высокий-низкий, короткий-длинный, узкий-широкий); выполнять постройки (заборчик, ворота, автобус, кроватка); различать предметы и детали по форме, весу, величине и отдельным свойствам визуально, а затем и осязательно (без зрительной опоры).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Занятия проводятся в соответствии с объемом требований, предусмотренных для старшей группы детского сада общего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными движениями рук являются необходимыми звеньями в системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устраивать некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаши и др.).
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В группе с общим недоразвитием речи дети могут быть с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
ОБЩЕКОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, развития статической выносливости, упорядочения темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
Для основной части детей допустима большая часть упражнений, рекомендованных в типовой программе « Физическая культура в детском саду» для средней группы.
В специальной группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат упражнения типа:
- сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
- разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
- отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь – ребро (одной и двумя руками);
- поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
- перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
- «отстреливать» каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
- тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
- вырабатывать переключение движений правой и левой руки (кулак-ладонь-ребро), пальцев (колечко-цепь, щепоть);
- захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
Педагог-логопед Князькина Светлана Юрьевна.