СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
Профилактика наркомании и других психоактивных веществ.
Общая мировая тенденция распространения потребления наркотиков и увеличение числа больных говорит о том, что этот вызов современности остается без адекватного ответа: отмечается как рост производства и предложений наркотиков на нелегальном рынке, так и рост спроса на наркотики. Прежде всего, это касается подростков и молодежи.
Стратегия профилактики наркомании и ассоциированных с ней заболеваний, определяется теми концепциями, которые закладываются в определение наркомании как медико-социального явления.
Для организации системы профилактики наркомании важно понимание причин и условий формирования этого заболевания. Мы придерживаемся той парадигмы, что наркомания, как и любое наркологическое заболевание, реализуется в связи с накоплением в течение индивидуальной истории жизни различных факторов риска: биологических, психологических, информационных, социо-культурных и других факторов.
Первый комплекс профилактической работы - первичная профилактика. Эффективность этой работы зависит от того насколько мы учитываем факторы риска, влияющие на выбор человека потреблять или нет наркотики. Что это за факторы:
• Генетические факторы. Понятно, что наркомания или алкоголизм непосредственно по наследству не передаются. Но генетически передаются нарушения биохимии головного мозга, в частности дофаминовый обмен, ответственный за "стремление к новизне", и серотониновый обмен, определяющий уровень депрессивного реагирования на жизненные неудачи, и ряд других генетических факторов.
• Врожденные факторы риска связаны, прежде всего, с употреблением женщиной в течение беременности психоактивных вещества (табак, алкоголь, наркотики), следствием чего являются неврологические и соматические расстройства у ребенка. Редко оцениваемым фактором риска является патология в родах, в том числе неоправданная стимуляция родов, кесарево сечение без жизненной необходимости, что приводит к травматизации мозга ребенка, которая в свою очередь ведет к нарушениям психического развития, трудностям обучения и нарушениям адаптации.
• К важным биологическим факторам риска нужно отнести гиперкинетический синдром с дефицитом внимания, внутричерепная гипертензия, обнаруживаемые у детей в возрасте 2-6 лет;
Факторы риска, связанные с психологическим климатом в семье: избыточная гиперопека или гипоопека, дефицит телесного, эмоционального и речевого контакта с матерью, потворство любым пожеланиям детей, сенсорная депривация, злоупотребление техническим образованием в ущерб культурно-мифологическому воспитанию.
Информационная среда как фактор риска.
Очень часто родители не контролируют свободное время детей и оставляют их один на один с телевизором и видеомагнитофоном. Просмотр детьми агрессивных, устрашающих фильмов, фильмов, в которых вместо человеческой речи герои общаются междометиями, формирует, по механизмам импринтинга или первичного запечатления, такой же стиль поведения. У детей, не овладевших к пяти годам, правильной речью и дифференцированными эмоциями, заметно повышается риск расстройств поведения и трудностей адаптации. К факторам риска, связанным с нахождением детей в организованных детских коллективах относятся: скученность в группах детских садов, что приводит к формированию у детей агрессивного поведения или невротического развития личности; обездвиженность за партой в первом классе школы примерно у 25% школьников влечет нарушения усвоения учебной программы. Эти дети становятся изгоями сначала у учителей, потом у родителей и потом у соучеников и практически выключаются из учебного и воспитательного процесса.
В подростковом возрасте важную роль играют биологические факторы риска: раннее и быстрое половое созревание, «пубертатный криз». Подростки тяжело переживают неудачи в дружбе и любви, рассогласование уровня притязаний и реализации своих возможностей. В этом возрасте подростки приобщаются к молодежным субкультурам, в том числе и к наркотическим субкультурами.
Накопление указанных факторов риска приводит к аномалии психического развития, не адаптивному поведению, в том числе к формированию зависимого поведения.
Следующий комплекс профилактики - вторичная профилактика, которая должна включать в себя:
• Выявление групп риска в организованных - учебных и трудовых - коллективах в соответствии с рекомендациями ВОЗ и МОТ.
• Обучающие программы в различных возрастных группах.
Комплекс третичной профилактика же представляет собой в сжатом виде следующие действия:
• Интервенция.
• Детоксикация.
• Лечение психопатологических расстройств.
• Психотерапия и коррекция личностных расстройств.
• Реабилитация.
• Формирование лечебной субкультуры как антитезы наркотической субкультуры.
Все выше сказанное говорит о сложности проблемы профилактики наркомании и о сложности организации профилактических мероприятий. В идеале каждый фактор риска нуждается в коррекции. В разработке специализированных программ от генетического консультирования и своевременного вмешательства медицинских специалистов, психологов и педагогов, до обучения родителей правильному воспитанию своих детей и формированию информационной и культурной среды свободной от наркотической идеологии.
Педагог-психолог