СПЕЦИАЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ
Информация для специалистово линиях помощи в случаях Интернет-угроз
«Горячая линия» Центра безопасного интернета в России
На «Горячую линию» можно попасть круглосуточно, набрав адрес nedopusti.ru и saferunet.org и нажав на красную кнопку «Горячая линия».
Горячая линия принимает сообщения по следующим категориям противоправного контента:
• сексуальная эксплуатация несовершеннолетних;
• вовлечение детей в сексуальную деятельность (grooming);
• расизм, национализм, иные формы ксенофобии;
• киберунижение и кибертравля;
• сцены насилия над детьми;
• пропаганда и распространение наркотиков;
• пропаганда и публичное оправдание терроризма.
Отправка сообщения на «Горячую линию» производится анонимно и бесплатно.
Полученные сигналы рассматриваются специалистами линии, при наличии достаточных оснований направляется уведомление провайдеру о прекращении оборота противоправного контента, а также инициируются правоохранительные процедуры. Если контент расположен за рубежом, информация передается на «Горячую линию» страны назначения в рамках сети INHOPE.
Интернет-угрозы в практике «Горячей линии»
Под контентными Интернет-угрозами понимается действие в сети Интернет, которое причиняет вред ребенку – пользователю Интернета путем опубликования или пересылки ребенку некоей информации, а также Интернет-коммуникация, направленная на причинение вреда собеседнику в Сети. Технические и коммуникационные возможности Интернет-технологий достаточно широки, поэтому список контентных Интернет-угроз достаточно разнообразен.
Охват Интернет-угроз. По средним оценкам, число детей и подростков – пользователей Интернета в России составляет около 14 млн. человек, из которых две трети выходят в Интернет ежедневно. Средний возраст начала самостоятельной работы в Сети для России сейчас составляет 10 лет. Примерно 30% российских детей, пользующихся Интернетом, проводят в Сети ежедневно более трех часов в день. Одним из наиболее любимых способов знакомства с информацией и ее публикации в Сети для детей являются социальные сети, ярким примером которых является «ВКонтакте».
Наиболее типичной Интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время является киберунижение – именно данная категория лидирует среди обращений на «Линию помощи» Центра безопасного Интернета в России.
Киберунижение – это распространение унижающей достоинство конкретного ребенка информации (изображений, видео, текста) в Интернете, а также использование Интернета для оскорблений и травли ребенка.
Киберунижение и кибертравля преимущественно встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах; для кибертравли используются также электронная почта и онлайн-мессенджеры (например, ICQ). Опасность распространения унижающей ребенка информации заключается в том, что в отличие от «обычного» унижения (например, «школьной дедовщины»), сцены, изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный круг лиц. Таким образом, такие видео или фото могут быть доступны будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда ребенка в другой город. Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент удалить все экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия через Интернет. Данная угроза, по оценкам Линии помощи, является более массовой, чем обращения жертв съемок детской порнографии. Суть угрозы заключается в том, что с ребенком в Интернете выходит на контакт некий педофил (нередко представляющийся сверстником), входит в доверие к ребенку, в ряде случаев при этом готовя его к сексуальным действиям путем соответствующих бесед или пересылки сексуально ориентированных материалов. Целью педофила является реальная встреча для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия через Интернет посредством веб-камеры. Наиболее популярным местом для «охоты» онлайн-педофилов за детьми являются социальные сети; дальнейшие контакты могут осуществляться через онлайн-мессенджер, электронную почту, приватный чат, а также по мобильному телефону.
Опасность, как правило, распознается родителями, мониторящими Интернет-активность ребенка или заметившими опасность в ходе общения с ребенком. Обращения на Линию помощи в таких случаях, как правило, носят консультационный характер относительно дальнейших действий родителей в этом случае. Беседа консультанта с ребенком требуется в случаях необходимости «выравнивания» поведения ребенка – в частности, когда ребенок считает, что родители препятствуют его общению с любимым сверстником.
Не менее актуальной угрозой является вовлечение несовершеннолетних в преступные и экстремистские группировки с использованием Интернета. Опасность угрозы заключается в трансляции деструктивного мировоззрения подростку и направления его повседневной деятельности в деструктивное русло.
Набирающей масштабы Интернет-угрозой является использование Интернет-технологий для пропаганды и популяризации потребления наркотиков среди молодежи. На соответствующих Интернет-ресурсах (сайты бесплатного хостинга, профильные форумы, реже сообщества в социальных сетях) подросткам предлагаются рецепты изготовления одурманивающих веществ и смесей из подручных материалов, а также предоставляется возможность приобретения подобных средств. Опасность заключается в использовании Интернета для наркотизации подрастающего поколения (средним возрастом начала потребления наркотиков в России считается возраст 13 лет), а также в использовании коммуникационных возможностей Интернета для поддержания общности потребителей наркотиков, создания «чувства плеча» препятствующего реабилитационным мероприятиям в отношении несовершеннолетнего потребителя наркотиков.
Линия помощи «Дети онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи.
Обратиться на Линию помощи можно:
по телефону 8-800-250-00-15 (с 9 до 18 по рабочим дням, время московское, звонки по России бесплатные);
по электронной почте helpline@detionline.com;
на сайте www.detionline.com.
На Линии помощи психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда развития Интернет, прошедшие специальную подготовку по психологическому и информационному консультированию по проблемам безопасного использования детьми и подростками интернета и мобильной связи.
Сотрудники Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками:
• коммуникационными рисками (оскорбления и угрозы при общении в социальных сетях и по переписке, размещение ложной информации в интернете, сексуальными домогательствами и др.);
• электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, взлом и создание подставных страниц);
• контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом, агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни, ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми, нелицензионной продукцией и др.);
• потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон).
Взрослым (родителям и педагогам) может быть оказана психологическая и консультативная помощь по вопросам обеспечения безопасной работы детей в Интернете (защита от негативного контента в сети, установление программ родительского контроля), по вопросам игровой и Интернет-зависимости, в случаях сложных и проблемных ситуаций общения детей в Интернете (в социальных сетях, через мессенджеры и чаты), когда ребенку необходимо оказать помощь, а также если ребенок стал жертвой преследования и оскорблений в Интернете, столкнулся с мошенничеством и обманом через Интернет.
Необходимая информация и рекомендации также находятся на сайте Дети России Онлайн www.detionline.com в разделе Линия помощи, где можно найти подробную информацию, узнать о существующих рисках и угрозах современного Интернета, получить рекомендации для детей, родителей и педагогов о том, как избежать неприятностей при использовании Интернета и что нужно делать, если это все же произошло и пришлось столкнуться с какой-либо проблемой. Также с сайта можно написать письмо консультанту Линии помощи или обратиться за психологической и информационной поддержкой в режиме онлайн.
Интернет-угрозы в практике Линии помощи «Дети онлайн»
Обращения по электронным рискам
К самым частым жалобам из числа электронных рисков относится интернет-мошенничество. Например, при отправке смс-сообщения на короткий номер со счетов мобильных телефонов списываются гораздо большие суммы денег, чем указано на рекламном баннере, или при блокировании компьютера рекламным баннером требуется отправить платное смс-сообщение для разблокировки, но деньги со счетов списываются, а компьютер остается неразблокированным. На втором месте по частоте обращений – создание подставных страниц, кража личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография, адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания страниц-клонов. Часто такие подставные страницы сопровождаются угрозами, а также ложной и оскорбительной информацией о владельце страницы.
Обращения по коммуникационным рискам
Наибольшее количество обращений от детей и подростков, вошедших в категорию рисков, связанных с использованием электронных способов коммуникации, связаны со звонками о кибербуллинге. Школьники получали оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходили от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми они были знакомы в реальной жизни.
Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми: незнакомцы представлялись ровесниками и входили в контакт со школьниками, после непродолжительного общения предлагали встретиться, а если получали отказ, то в адрес детей летели оскорбления. Цели таких встреч чаще всего носили сексуальный характер. Очень часто дети в процессе беседы успевали рассказать о себе довольно много личной информации и поздно ставили в известность о том, что случилось, своих родителей. В результате, избавиться от домогательств таких людей было еще сложнее – преследования приобретали разносторонний характер (оскорбления могли приходить уже на мобильный телефон).
Обращения по контентным рискам
Подавляющая часть обращений о столкновении с неподобающим Интернет-контентом связана с контентом порнографического характера, зачастую появляющимся на сайтах, предназначенных именно для детей. Иногда это сочетается с рисками электронного характера, когда в результате компьютер или доступ в интернет могли быть заблокированы.
В ряде случаев сотрудники Линии помощи перенаправляют поступивший запрос или рекомендует позвонившим самим обратиться в другие организации, с которыми сотрудничает служба «Дети онлайн». К ним относятся: специализированные телефоны доверия, горячие Линии (в частности, Горячая Линия по приему сообщений о детской порнографии Фонда «Дружественный Рунет»), службы психологической и социальной помощи, органы МВД (в частности, управление «К», которое занимается расследованиями в области кибер-преступности).