СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ
Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий
Самостоятельность детей - это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Существуют две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.
Часть родителей, движимых лучшими побуждениями, практически все время находятся с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками - это поле деятельности, прежде всего ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания - нет проблем).
Каковы психологические причины несамостоятельности?
1. Хронический дефицит вашего внимания, который испытывает ребенок. Зная, что школьные дела для вас важны, он почти бессознательно симулирует беспомощность, чтобы лишний раз оказаться в вашей компании.Что делать?
- Увеличивайте время общения в выходной день, общения не связанного с уроками. Если запишите ребенка в группу продленного дня, у вас вечером будет больше времени для общения с ребенком на другие темы, для общения по душам.
- Разделите домашние задания на «легкие» и «трудные». Договоритесь, что легкие ребенок будет делать сам, а со сложными вы ему поможете.
Что делать?
- Измените свое отношение к оценке. Не требуйте одних пятерок. Цените его самостоятельность и желание честно делать свое дело.
- Если школьная программа для ребенка очень сложна и ему трудно, по объективным причинам, учиться в выбранной вами школе, попробуйте найти для него другой класс или школу с классической программой. Более спокойная обстановка вернет ребенку веру в свои силы.
Педагог-психолог