«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
- Отвлечь ребенка от его капризов;
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
- Задать неожиданный вопрос;
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом;
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- Не приказывать, а просить (но не заискивать);
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не слышит вас);
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (в нейтральном тоне);
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинение;
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
- Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения.
- Просить ребенка вслух проговорить эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
- Заранее договориться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения.
- Просить ребенка вслух проговорить эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Способы выражения (выплескивания) гнева
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Попрыгать на скакалке.
- Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
- Подраться с братом и сестрой.
- Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бои» с боксерской грушей.
- Пробежать по коридору школы, детского сада.
- Полить цветы.
- Быстрыми движениями руки стереть с доски.
- Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
- Погоняться за кошкой (собакой).
- Пробежать несколько кругов вокруг дома.
- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
- Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
- Постирать белье.
- Отжаться от пола максимальное количество раз.
- Сломать несколько игрушек.
- Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
- Стучать карандашом по парте.
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.
- Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.