?
(8412) 484-088, Пенза, Тимирязева, 125
В последнее время в Российской Федерации и в Пензенской области семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемые и принимаемые губернаторские программы предполагают консолидацию усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи и создании условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи в Пензенской области, повышении его ценности в общественном сознании.
Исследования уровня сформированности брачно-семейных представлений старшеклассников показывает недостаточную значимость вопросов создания семьи для большинства юношей и девушек, неопределенность их семейного будущего. Кроме того негативный опыт общения в семье или его отсутствие приводит к недостаточному пониманию роли родителей в семье, не способствует развитию адекватных представлений о семейных взаимоотношениях.
Изучение вопроса по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия на территории Пензенской области показывает, что количество семей, в которых возможно проявление факторов семейного неблагополучия приблизилось к 25%.
«Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений - «Семьеведение» была составлена по заказу Министерства образования Пензенской области при поддержке Пензенского института развития образования и Центра психолого-медико-социального сопровождения детей Пензенской области. Программа включает в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Просветительский курс «Семьеведение» реализуется в школах Пензенской области с 2006 года. Основной целью курса является развитие у школьников системы социальных компетенций, необходимых для формирования адекватных представлений о семье, психологических основах семейных отношений.
Региональный курс «Семьеведение» является составной частью комплексного проекта «Семья в системе образования», содержание которого направлено на объединение усилий школы, семьи и общественности в интересах детей, укрепления института семьи, формирования семьеведческих компетенций, осознанного родительства. Учебная программа курса «Семьеведение» предназначена для 1-11 классов и предлагает 8 часов занятий в каждом классе. Такой подход дает возможность последовательно, в системе, в логике постепенного усложнения с учетом возрастных особенностей младших школьников, подростков, юношей и девушек осуществить целенаправленное формирование основ психологии и педагогики семейных отношений. Учитель может комбинировать предложенные в разных вариантах программы темы с учетом возраста учащихся и национальных традиций района.
Данный курс позволяет значительно расширить и углубить систему знаний учащихся о психологических основах семейных отношений, сформировать у них адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни и воспитания детей. Тематика курса включает разделы: "Моя семья", "Семейное жизнеустройство", "Семейные и культурные традиции общества", "Психологию и педагогику семейных отношений" и др.
Занятия проходят в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма помогает решить еще одну острую проблему – умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. В помощь учителю также разработаны и методические рекомендации. Они содержат описание концепции курса «Семьеведение», теоретические и практические материалы для подготовки к занятиям. При личностно ориентированном обучении учитель помимо традиционных использует активные социально-психологические методы обучения в группе. Поэтому на занятиях активно применяются методы мозгового-штурма, групповой дискуссии, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы.
Также с учащимися проводятся индивидуальные консультации, достаточно часто это бывает продиктовано этическими соображениями. Так, у учащихся в ходе обучения возникают вопросы, поиск ответов на которые требует именно индивидуально-дифференцированного подхода. Вместе с тем индивидуальные консультации используются в ряде случаев для выполнения конкретных учебно-исследовательских заданий: анализа результатов анкет, проведенного наблюдения и т.д. Все это способствует созданию информационно-интеллектуалной насыщенности содержания курса «Семьеведение».
В результате ознакомления с содержанием курса школьники узнают:
По результатам 2013 - 2014 учебного года проведен мониторинг ведения в образовательных организациях Пензенской области просветительского курса «Семьеведение». Данные показали что на представленный период времени курс «Семьеведение» проводился в 337 образовательных организациях, что составляет 78,9% от общего числа образовательных организаций Пензенской области (427). Общее число обучающихся прошедших курс в учебном году составило 43631 (40%), в том числе 18494 обучающихся начальной школы, 20428 обучающихся среднего и 4709 старшего звеньев.
Школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе предоставляет детям возможность задуматься о своем будущем и учит принимать ответственные решения во взрослой жизни.
Календарно-тематический план "Все начинается с семьи"
Программа "Все начинается с семьи"
Сценарий "Сценарий 1"
Сценарий "Сценарий 2"
Сценарий "Сценарий 3"
Сценарий "Станционная игра"