ППМС центр Пензенской области > Счастливые родители

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ


Психофизиологические особенности подросткового возраста

Оптимальное функционирование организма определяется ходом его развития. Согласно современным представлениям, все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и среды. Другими словами, выбор средств и методов воспитания и обучения должен быть основан на знании физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций: закономерностей развития мозга, последовательности формирования психических процессов и т.п.

Когда речь заходит о подростковом возрасте, многие вспоминают о «кризисе», «гормонах», «сложном периоде». В массовом сознании слово «подросток» довольно часто вызывает ассоциацию «трудный». Почему же подросток «труден»? Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых. Общество критично, можно даже сказать с предубеждением встречает подрастающих детей. Оно не очень-то спешит раскрыть им объятия. Нередко детям предъявляют жесткие требования, накладывают на них ограничения при пересечении ими черты мира взрослых. Однако при этом мало кто в действительности осознает, что происходит с ребенком на данном возрастном этапе, как именно, в частности, физиологические изменения влияют на его поведение. И, что важнее, очень немногие могут перестроить свое отношение к ребенку, предъявляемые к нему требования и существующие ожидания на основе знания о происходящих с подростком изменениях.

Психофизиологические особенности подростков обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем. Половое созревание, начинающееся у девочек в 11 – 12 лет, у мальчиков в 13 – 14 лет, является важнейшим биологическим фактором, определяющим специфику этого этапа развития. Начало полового созревания характеризуется резким повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы – центрального звена регуляции желез внутренней секреции. Повышение активности гипоталамуса не может не сказаться на функциональной организации мозга. На втором этапе происходит рост активности половых желез, усиливается выброс в кровь половых гормонов, под их влиянием начинаются сдвиги во всем организме, контролируемые центральной нервной системой. Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях.

Перестройка гормональной системы на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения. Психоэмоциональная сфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий и заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда — медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения. Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков — сравнительно более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам.

В течение первого этапа полового созревания ввиду несформированности взаимоотношений между центрами подкорковой регуляции (гипоталамус, гипофиз) и половыми железами, как правило, возникает повышенное возбуждение в подкорковых структурах, в том числе тех, которые осуществляют вегетативную регуляцию температуры организма, тонуса кровеносных сосудов и сердечной мышцы, пищеварения и обмена веществ и пр. Это может привести к таким преходящим нарушениям жизнедеятельности организма подростков обоего пола, как подростково-юношеская гипер- или гипотония, вегетосо-судистая дистония, алиментарное ожирение или похудание, повышенная сонливость, невротические состояния.

В начале полового созревания по ряду нейрофизиологических показателей отмечаются отрицательные отклонения. Это говорит об «ухудшении», по сравнению с 9 – 10-летними школьниками, функционального состояния коры и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры. Следствием этого является снижение адаптационных возможностей организма. Расхождение в сроках полового созревания выражается в том, что в среднем максимум «отрицательных» сдвигов у девочек приходится на 13 лет, а у мальчиков – на 14.

Особенности функционирования регуляторной системы на начальных стадиях полового созревания определяют значительные трудности осуществления учебной деятельности и развития познавательной мотивации, на нее направленной. Часто подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации – внимание кажется полностью исчезнувшим из познавательной активности.

В такой ситуации необходимы специальные педагогические приемы, направленные на поддержание внимания и развитие интереса к учебному материалу. И учителя в школе, и родители в данном случае могут использовать эмоциональные факторы и мотивационный компонент – стремление подростков утвердить себя среди сверстников. Другими словами, значимыми аргументами для подростка в мотивационном плане может быть то, что поможет ему, например, успешно проявить себя в глазах сверстников, привлечь их внимание и уважение. В данном возрасте социальная мотивация чрезвычайно эффективна, в том числе, и потому, что это период формирования самооценки подростка. Эмоциональный фактор обучения также может быть связан с социумом, группой сверстников. Возможность проявить себя, взаимосвязь учебного материала с жизнью подростка, с его реально существующими интересами могут помочь сформировать познавательную мотивацию. Например, для того, кто увлечен путешествиями, знания о том, что английский язык является международным, может быть достаточно для формирования желания изучать его. Для другого ребенка достаточным аргументом для возникновения интереса к предмету может быть взаимосвязь учебного материала с программным обеспечением компьютера и т.п.

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу. На втором этапе полового созревания (после 12—14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадиях пубертата в основном складывается свойственный взрослым характер корково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности. Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем (в том числе репродуктивной) организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.

Важно помнить, что в основе наблюдаемых изменений, в том числе в познавательной деятельности подростка, лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся снижение контролирующих возможностей мозга, что на поведенческом уровне проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности.

Вместе с тем, в этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, складывается рефлексирующая личность (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу), формируется не всегда адекватная самооценка. Другими словами, возникает несоответствие социально-психологических запросов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация, различные формы девиантного поведения. Понимая девиантное (отклоняющееся) поведение, как поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются, можно говорить о том, что психофизиологические особенности, конечно, не являются единственной его возникновения, но, несомненно, оказывают значительное влияние на совершаемый подростком выбор.

Критический характер подросткового возраста, несоответствие внутренних и внешних факторов развития предъявляет особые требования как к характеру взаимоотношения взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избегании конфликтов.

 

Читать дальше ...

Hosted by uCoz