КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ПЕРЕЖИВШЕМУ РАЗЛУКУ С СЕМЬЕЙ
Дайте ему чувство определенности: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, показать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить что это – его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет происходить дальше.
Ему важно ваше утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя.
Физическая забота дарит чувство уверенности, успокаивает: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.
Проявляйте инициативу: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.
Воспоминания о прошлой жизни – неотъемлемая часть: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните – ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.
Внимательно относитесь к памятным вещам: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.
Помогайте ему организовать его дела: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормально", "мы справимся" и т.д.
Не пытайтесь сразу подстроить ребенка под себя: В характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.
Настоящее: разделите его чувства и дайте ему стабильность.
Сообщите о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.
Работайте с возникающими эмоциональными проблемами. Вы должны признать страхи, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенность по поводу будущего.
Предоставьте конкретное место, его место. Не привлекайте слишком много людей для заботы о нем – он к этому не привык и это может пугать его.
Сохраните его имя и фамилию, любимые вещей и допустимые привычки (еда, одежда, жизненный уклад).
Прошлое: осмысление и принятие.
Обеспечьте ребенка информацией о его прошлом (каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен представлять, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках).
составьте его "Книгу жизни" - материальные свидетельства о прошлом: фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест, записи и т.д. Акцентируйте внимание на успехах, положительных событиях. Негативные события также обозначайте, но сдержанно.
Организовывайте контакты, насколько они уместны, с кровной семьей и прежними знакомыми.
Выясните, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Работайте с чувствами вины и потери.
Помогайте ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство/депрессия/агрессия) и в прошлом.
Найдите ресурсы и сильные стороны в прошлом и настоящем ребенка.
Будущее: цели и перспективы.
Признавайте различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этого различия.
Помогайте в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего возвращения в родную семью.