«Как по-настоящему любить детей»
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. В.А.Сухомлинский говорил: "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их. Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления,
- любовь деспотическая,
- любовь откупа.
Любовь умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести. Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия "можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир.
Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя».
Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая. Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал. Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого. Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров– что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить родительскую любовь. В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Он живет среди людей и не знает людей. Его сердцу совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Как добиться, чтобы родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры благодарности?
Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми. Как же надо не любить свое дитя, чтобы отправить его в жизнь со своими недостатками! То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. Если мы ждем от ребенка очень многого – он растерян и подавлен, потому что боится не оправдать наших надежд. Если он сам ждет от себя очень многого, он дерзает и стремится превратить свои надежды в реальность.
Если ребенок растет в терпимости,
Он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают,
Он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят,
Он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности,
Он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности,
Он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют,
Он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде,
Он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают,
Он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках,
Он учится жить с чувством вины...
Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в детстве мало хвалили или не хвалили вообще. Похвала матери, отца в особенности, окрыляет ребенка. Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу его. В похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.
Детям, да и вообще любому взрослому необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Для того чтобы ребёнок развивался интеллектуально, – 12 раз в день! Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – условие нормального развития ребёнка.
Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее.
Общение с ребенком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается. Я могу делать с ним все, что хочу.
Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко – он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте.
Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью. Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, многое приходится переосмыслить.
Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт продолжения рода. Может быть, ребенок – это возможность научиться прощать, научиться любить.
Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткое сердце матери и отца найдут правильное решение.